Экономичная эксплуатация автопоезда.

На магистралях, автобанах и других дорогах с хорошим покрытием, достаточной шириной и соответствующей интенсивностью движения, старайтесь вообще не пользоваться рабочим тормозом. При необходимости плавно снизить скорость, пользуйтесь моторным тормозом или ретардером (тормозом замедлителем), а также переключением передач. Моторный тормоз хорош тем, что позволяет эффективно снижать скорость движения в горных условиях, он не перегревается и не выходит из строя, даже при длительном, непрерывном использовании, как ретардер.

Следует помнить, что применение моторного тормоза, в условиях движения по скользкому дорожному покрытию, категорически запрещено.

А вот привычка снижать скорость автопоезда переключением передач, принесёт вам в таких условиях, неоценимую пользу.
При включении моторного тормоза автоматически перекрывается подача топлива в двигатель, а также перекрывается заслонка в трубе, ведущей от выпускных коллекторов к глушителю. В горной местности, при высоких температурах окружающего воздуха и максимальной загрузке автопоезда, применение моторного тормоза, при котором не происходит сгорание топлива в цилиндрах, способствует быстрой нормализации теплового режима двигателя.
Не забывайте, что некоторые тормозные системы предусматривают, при включении моторного тормоза, лёгкое притормаживание полуприцепом, которого может быть вполне достаточно на затяжных спусках, чтобы перегреть тормозные колодки и барабаны (диски). Поэтому в горах пользуйтесь, для замедления автомобиля, моторным тормозом, ретардером, передачами и рабочим тормозом, комбинировано.

Экономичная эксплуатация автопоезда.
Экономичная эксплуатация автопоезда.

Применение электромагнитного ретардера даёт эффект рекуперации энергии — кинетическая энергия вращения преобразуется в электрическую энергию.
Теперь о правильном переключении коробки передач. Трогаясь с места, после длительной стоянки, всегда начинайте движение только с самой низшей передачи и только последовательно доходите к высшей передаче. Это способствует нормальному заполнению всех смазываемых рабочих полостей, плоскостей и зазоров рабочих деталей КПП, откуда, за время стоянки, стекла смазка. При соблюдении этого правила, коробка переключения передач, будет служить вам долго и надёжно. Экономия топлива здесь не уместна. Когда КПП заполнится смазкой и разогреется, можно подумать и об экономии – если автопоезд пустой или загружен только частично, или двигается под уклон, вы можете трогаться с более высокой передачи и переключаться потом через позицию или даже через две. Главное — контролировать правильную нагрузку на двигатель.
Категорически запрещено, при эксплуатации автопоездов, движение накатом. Во-первых, это не допускают требования безопасного движения, во-вторых, все КПП современных грузовых автомобилей снабжены маслонасосами, которые принудительно осуществляют подачу масла. В нейтральном положении КПП насос не работает. Сожжёте агрегат.

Пользоваться накатом нельзя даже на коротком промежутке движения.